Четверг, 25.04.2024, 06:50 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт учителя истории Бадмаевой М.Б. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
обществознаниеЗадания по обществознанию
Муниципальный этап по обществознанию 9 класс (1 час 20 мин.). 1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного. а) в социальном познании возможности эксперимента ограничены. б) социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) в социальном познании субъект и объект познания не совпадают 1.2.Критерием прогресса можно считать а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития армии в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил 1.3. Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода г) принадлежность к конфессии д) национальность 1.4. Большую группу людей, объединяемой единством языка, самосознанием, историческим опытом, культурой и территорией можно назвать а) родом б) племенем в) нацией г) этносом д) народностью 1.5. Федеративное устройство государства предполагает а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера 1.6. Что характеризует научное познание? а) выдвижение гипотез б) эмоциональность в) обобщение в понятиях и теориях г) эксперимент д) опора на веру е) субъективность
Ответ:
2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
населения «развитых» и «развивающихся» стран.
Ответ:
4.Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Малая группа, основанная на родственные и свойственных связях, проживающая на единой территории и ведущая хозяйство, называется семьей или браком. По наличию брачной пары в семье, семьи разделяются на нуклеарные, расширенные и неполные. Нуклеарные семьи более характерны для традиционного типа общества, в то время как, расширенные – для современного. По форме брака, семьи бывают моногамные и полигамные. Моногамные семьи состоят из одного мужчины и одной женщины. Полигамные семьи подразделяются на полигинию и полиандрию. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полиандрией. А брак между одной женщиной несколькими мужчинами полиандрией. Утверждение о том, что в основе полигамии лежат экономические и социальны е причины является неверным, так как основу таких браков составляют сексуальные предпочтения индивидов. Ответ: 1. Брак и семья не тождественные понятия. В утверждении приводится определение семьи. 2. Нуклеарные семьи характерны для современного общества, в то время расширенные характерны для традиционных. 3. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией. 4. А брак между одной женщиной несколькими мужчинами полиандрией. 5. Утверждение о том, что в основе полигамии лежат экономические и социальные причины является верным. 5. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему. Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль, религия, правосознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты, идеология. Решите логическую задачу. Судья Справедливцева парировала аргументы, ставящие под сомнение обоснованность утверждения свидетеля о неправомерности решения, отклоняющего его протест против постановления об аннулировании заявления об отказе им от своих первоначальных показаний. Означает ли это, что она оставила в силе первоначальные показания свидетеля? Обоснуйте свой ответ. Ответ: Нет, она признала отказ от показаний. 7. Прочтите ниже предложенный отрывок и выполните все задания. Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть свои выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки... Потом плаксивый школьник с книжной сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой Ползущий в школу. А затем любовник, Вздыхающий, как печь, с балладой грустной В честь брови милой. А затем солдат, Чья речь всегда проклятьями полна, Обросший бородой, как леопард, Ревнивый к чести, забияка в ссоре, Готовый славу бренную искать Хоть в пушечном жерле. Затем судья С брюшком округлым, где каплун запрятан, Со строгим взором, стриженой бородкой, Шаблонных правил и сентенций кладезь, - Так он играет роль. Шестой же возраст - Уж это будет тощий Панталоне, В очках,в туфлях, у пояса - кошель, В штанах, что с юности берег, широких ля ног иссохших; мужественный голос Сменяется опять дискантом детским: Пищит, как флейта... А последний акт, Конец всей, этой странной, сложной пьесы - Второе детство, полузабытье: Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего. У. Шекспир. Комедии / Пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. М., 1987.С- 592-593 7.1. Какие два социологических понятия скрыты в монологе Жака комедии У.Шекспира «Как вам это понравится?»? 7.2. Дайте определения этим двум понятиям. ___________________________________________________________________________ 7.3. Поясните свою точку зрения посредством содержания данного монолога. Ответ:
определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные социальные роли, связанные с различными сферами своей деятельности.(Источник: Гидденс Э. Социология, Москва: URSS, 2005). Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. (Источник: Смелзер Н., Москва: Феникс, 1994) 7.3 Семь действий пьесы как семь этапов жизни: от рождения и младенчества до старости и смерти. (Источник: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе, Москва: «Русская панорама»,2011) В монологе прослеживаются роли школьника, любовника, солдата, судьи и старца. А также предъявляемые ожидания к каждой из ролей: школьник у него портфель, румяное утреннее лицо, он неохотно ползет в школу; когда он любовник, он воздыхает по своей возлюбленной и воспевает ее; будучи солдатом, он носит бороду, ругается, он задирист и готов к реакции на оскорбления; будучи судьей, он тщательно одевается и произносит мудрые сентенции.(Источник: Дарендорф Р. Тропы из утопии, М: Праксис, 2002); будучи старцем он носит очки и кошелек у пояса.
5.4. 10 класс (1 час 20 мин.). 1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1. Что из нижеперечисленного относится к признакам мировых религий? а) они носят строго этнический характер б) огромное число последователей во всем мире в) космополитизм г) они не стремятся обратить в свою веру лиц другого вероисповедания д) они обращены к представителям всех социальных групп 1.2. Маргинальность – это а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них б)Стремление соответствовать нормам и ценностям группы в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы. 1.3. Общими чертами норм морали и права являются: а) Единый объект регулирования - общественные отношения. б) Частая потребность в принуждении для их реализации. в) Наличие общего источника - человеческого общества. г) Конкретность содержания, определенность и ясность формулировок. д) Универсальность норм, которые распространяются на всех членов общества. 1.4. Социальная стратификация бывает: а) динамическая б) экономическая в) социологическая г) политическая д) профессиональная 1.5. К важнейшим признакам постиндустриального общества относятся: а) Значительное возрастание роли сферы услуг. б) Появление резкого разрыва в доходах различных групп населения. в) Увеличение удельного веса мелкосерийного производства. г) Усиление социальной поляризации общества. д) Возрастающая зависимость повседневной жизни от информации. 1.6. Из утверждения «Неверно, что все рыцари благородны» можно сделать следующие выводы: а) Ни один рыцарь не благороден. б) Некоторые рыцари не являются благородными. в) Некоторые рыцари являются неблагородными. г) Неверно, что некоторые благородные люди - рыцари. д) Некоторые благородные люди - рыцари.
Политическая система - это единство и взаимообусловленность всех политических институтов и процессов. Политическая система состоит из следующих подсистем: институциональной, коммуникативной, нормативной, идеологической, функциональной и культурной. Институциональная подсистема представлена такими институтами как государство, партии, политические режимы, общественно политические движения и т.д. Коммуникативная подсистема представлена СМИ. Нормативная подсистема включает в себя совокупность нормативно - правовых актов, обеспечивающих функционирование политической системы. Принято различать функции выхода и функции входа политической системы. К функциям входа относятся, например, политическая социализация, нормотворчество, артикуляция интересов. К функциям выхода принято относить агрегацию интересов, контроль за исполнением законов. ____________________________________________________________________ Ответ:
6.1. Опираясь на данные диаграммы, опишите динамику брако-разводного
процесса на территории России с 2006 по 2010 год на основе приведенных графиков. Укажите наблюдаемые взаимосвязанные тенденции. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 6.2. Дайте определение брака и назовите его формы, в чем состоит сущность различных форм брака? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 6.3. Какое социологическое понятие скрывается за понятиями «брак» и «развод»? Дайте его определение. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 6.4. В приведенный ниже текст вставьте по смыслу пропущенные слова из нижеприведенного списка понятий. Одно и то понятие слово может употребляться несколько раз в зависимости от необходимости и содержания отрывка. нуклеарная семья, «родство», расширенная семья, родственный Термин означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе отношений существуют два основных типа семейной структуры. состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Многим американцам этот тип семьи кажется естественным. (в отличие от первого типа семейной структуры) включает семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением. Однако наблюдаются существенные
различия в оценке роли семьи как основы развития социальных отношений и гаранта взаимной помощи и поддержки. Ответ: 6.1. Как видно из данных и графика, за последние пять лет наименьший уровень бракосочетания наблюдался в 2006 году, затем резко возрос уровень (на 148,9 тысяч единиц) в 2007 году, далее наблюдается чуть менее, но все же резкий спад в 2008 году (на 83,5 тысяч единиц). И только начиная с 2009 года из графика видно постепенное, но перманентное возрастание значения: с 2008 года до 2009 года количество браков увеличилось на 20,4 тысяч единиц, а с 2009 года по 2010 год - на 15,7 тысяч единиц. Исходя из данных и построенного графика видно, что начиная с 2006 года по 2008 количество разводов возрастало: сначала произошел достаточно сильный рывок (с 2006 по 2007 год на 45,1 тысяч единиц), потом постепенно (с 2007 по 2008 год на 17,5 тысяч единиц). И только с 2008 по 2009 года начинается положительная динамика – небольшой спад (на 4 тысячи единиц). Далее же наблюдается резкий спад и уменьшение количества разводов с 2009 по 2010 год на целых 60,1 тысячу единиц – всего за год. Если сопоставить динамику разводимости с динамикой браков за последние пять лет, то заметна вполне логическая взаимосвязь: количество заключенных браков с 2008 года начало медленно, но верно расти, а количество разводов – падать Соответственно можно сказать, что семейная демографическая ситуация в стране с 2008 года начала стабилизироваться. 6.2. Брак (marriage). Социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. (Доп. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т. е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак, в котором у индивида может быть сразу несколько супругов). Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год Формы брака: Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамия называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994
[…] там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не позволялось вступать в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая практика называется экзогамией. Эндогамия противоположна ей — индивиды обязаны избирать супругов внутри родственной группы. В обоих случаях принадлежность к определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений. Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год 6.3. Семья Основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994 6.4. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры. Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Многим американцам этот тип семьи кажется естественным. Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением. Однако наблюдаются существенные различия в оценке роли расширенной семьи как основы развития социальных отношений и гаранта взаимной помощи и поддержки. Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994 7. Решите кроссворд
|