Воскресенье, 12.05.2024, 12:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя истории Бадмаевой М.Б.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    История Салдай
    История селения hалдай
       
    Изучая историю ХХ века, я задумался, что исторические события влияют на судьбы многих людей, родов и целых селений.  Каждый должен знать историю своей малой родины, своего рода.  Познание своего рода – жизненная задача всех и каждого. Этим определяется актуальность темы.
    ХХ век насыщенный событиями, бурный век. Политика советского правительства привела к исчезновению селений, когда проводилась политика укрупнения сел.
    Цель работы – изучить историю своего рода, в частности улус hалдай, которого сейчас не существует.
    Проблемой является личный интерес к истории прошлого моего рода.
    Цель моей работы –  изучить историю селения, родословную.   
    Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи
    - изучить научно-историческую  литературу;
    - собрать необходимый   материал;
             - составить генеалогическое древо;
             - написать историю селения hалдай.
    Объект исследования – род  Борсай Ухаасай
    Предметом исследования является hалдай
    Методы:
    • Анализ литературы по данной проблеме
    • Поисково-исследовательский
    • Беседы
    Моя работа состоит из следующих разделов:
    Моя родословная
    Улус hалдай
     
     1. hалдай до советской власти До революции буряты Бичурского района объединялись в восемь сельских, «иногородческих» общин – булунов, подобие русских крестьянских обществ. Основу хозяйства составляло скотоводчество, в конце 19  века земледелие стало составной частью хозяйственной деятельности
     Бурятские поселения имели вид маленьких деревушек, разбросанных по речным долинам и нагорьям, которые назывались хотонами, где объединились малые раздельные семьи.
    В начале 20 века улусов как таковых не было, люди жили родами. Так и в местности Дабата проживало несколько родов, в основном это были представители рода Ухаасай.  Дабатуй был собран  из нескольких стойбищ: Усть-Заган, Бобхой, hалдай, Дунда хотон (Шуулэнгэ), Бом, Станок.
    2. Открытие школы
    В 1917 году в Салдае была открыта школа. «Детей бедняков стали обучать грамоте, школа была открыта сначала в селе Дабатуй, учителем работал Русланов. В маленьком домике, отданном под школу, учились 35 учеников, велись только два предмета: старомонгольский язык и русский букварь. Позже, в 1923 году, школа была переведена в Шибертуй и расположилась на улице Заречной. В те далекие суровые времена в Шибертуй приезжали учиться дети из ближних и дальних окрестных сел: Хонхолоя, Шанаги, Амгалантуя, Дабатуя, Гутая, Алтачея, Кирети, Харлуна. Получив возможность учиться, дети не пугались ни трудностей, ни дальних расстояний, ни разлуки с родными».
    3.Коллективизация
    В Салдае в 1929 году была организована коммуна. Председатель Шагдар Цыдыпов, заместитель Ширип Гармаев. Не все жители улуса входили в коммуну, те, кто не входил позже были  раскулачены и сосланы. Коммуна просуществовала до 1930 года. Восстание 1930 года….
    В апреле 1930 года в Салдае была организованна артель «Улан ажал»      (Красный труд) из 25 человек. Председатель – Цырен Цыдыпов. Весной 1934 года артели слились в единый колхоз имени Крупской. Председатель - Ширип Санжиев, парторг Дулма Бадмаева, бригадир – Цырен Цыдыпов.
    4. Кулацкий  мятеж 3 марта 1930 гоа
         Мятеж, организованный кулаками не оставил в стороне Салдай. Из материала музея: «Накануне трагического дня 3 марта 1930 года, вечером в Шибертуе было одно из тех многолюдных собраний, которые проводили комсомольцы на злободневные в то время темы. Разоблачали лихоимство богатеев, религиозный дурман, агитировали за колхозы. Разгоряченные диспутом ребята не обратили внимания на необычное поведение присутствовавших на собрании местных кулаков. Они посмеивались, переглядывались, вели себя заговорщицки.
        А на заре со стороны Станка в Шибертуй прискакали вооруженные всадники. Они окружили дом, в котором остались на ночь комсомольцы. На крыльцо выскочил милиционер Николай Платонов, единственный, кто имел оружие. Но выстрелить не успел, упал, сраженный пулей. Долго ли могли сопротивляться застигнутые врасплох безоружные парни. Их связали и увезли в Дабатуй ( улус Салдай, Дабауй был образован в 1948-1950гг.), заперли в дом Дынеева, с которым уже успели расправиться. Салдай становится местом, где был создан штаб повстанцев.
          Первоначально хотели сжечь дом и пленников. Но кто-то возразил: место святое, нельзя осквернять казнью. Перевезли в Буй, где тоже бесчинствовали в тот день кулаки.
    Бандиты все-таки боялись своих пленников. Прежде чем учинить расправу, «накачались» самогоном. На казнь первым вывели Елаева, Арcаланова, Гармаева, Дамбаева. Чего только не вытворяли бандиты, подвергая изуверским пыткам беззащитных юношей. Вырезали на теле звезды, отрезали уши, снимали кожу, пробовали даже пилить. Истерзанных, еле живых расстреляли на берегу Хилка.
           Но приступить к пыткам следующей партии бандиты не успели. Отряд красных конников с Малеты очистил Буй от мятежников. Разбежались, как крысы, кто куда. Кое-кому удалось на время скрыться. Остальные предстали перед народным судом и ответили за свои злодеяния.
    Тела погибших комсомольцев привезли в Шибертуй. Даже родственники не сразу могли опознать своих. Погибших в неравной схватке с почестями похоронили в Мухоршибири - райцентре на тот момент. И теперь там стоит памятник на их могиле.
                Среди погибших 5 коммунаров был житель селения Салдай Ширип Гармаев.
    5. Колхоз имени Крупской
    Массовое колхозное движение началось  с 1929 года. За первые 2-3 года в бичурском районе возникло  около 20 коммун, ТОЗов и небольших атрелей.  С 1932 года большинство коммун и ТОЗов стало укрупняться и переходить на устав сельхозартели. С этого времени сельскохозяйственная артель становится основной формой колхозного строя бурятских улусов. Одной из осбенностей колхлзного движения среди бичурских бурят в начальный период коллективизации являлось стремление ( тенденция) организовать маленькие коммуны и артели на базе небольших поселений-хотонов, объединяющих в основном родственные семьи. Например, группа родственных семей хотона  Салдай образовала коммуну? «Улан ажал».
    Однако в первые годы организации артели «Х лет Бурреспублики» родовые, частнособственнические пережитки в сознании людей, низкий культурный и политический уровень вчерашних скотоводов, совершенное отсутствие у них навыков ведения коллективного хозяйства и другие обстоятельства серьезно тормозили рост артельного хозяйства. ( из исследования. Полевые записи. Сообщения Шоймполова Цыбенова, Цыренжит  Цыреновой. Дамбы Доржиева и других). В 1936 году колхоз «Х лет Бурреспублики»,  вошел во вновь организованный крупный колхоз «Ким», который объединил  все артели Шибертуйского улуса.( ). В 1936-1937 годах в улусах бичурских бурят окончательно сложились 6 колхозов: в улусе Хонхолой, Шанага (колхоз имени Ленина), Амгалантуй, Дабаата ( «Буркавполк», впоследствии им. Крупской), Шибертуй (колхоз «Ким») и в улусе Гутай ( колхоз им. Карла Маркса). В эти же годы, в связи с укрупнением и стабилизацией, происходило создание совершенно новых крупных  поселений – бурятских колхозных сел и деревень, превращавшихся  в хозяйственные и культурные центры вновь создаваемых артелей. Образование новых колхозных центров у бичурских бурят шло за счет слияния ранее существовавших небольших постоянных поселений, называемых хотонами. Так, например, в село Гутай, в центр колхоза им. Карла Маркса, вошли жители 7 хотонов: Нарин Гутай, Дондо Хотон, Ехэ Гутай, Дэрhэн булан, Шаан добо, Баруун убэр и Доодо хотон. В село Шанагу, в центр колхоза им. Ленина, входили жители 5 хотонов:  Булаг, Шанагинский Бом, Хонхор, Устье Шанаги и Зуун бэе. В село Шибертуй , в центр колхоза «Ким» вошли жители 10 хотонов:Нарин Заган, Мухоршибэр, Зуун бэе, Баруун бэе, Шиберта, Тобхоон хотон, Бэлшэр , Доодо булэг, Дабаатын Адаг и Заганай Адаг.
    Председатель колхоза «Буркавполк» Ендон Цыбикович Цыбиков.  Трудовые коллективы артели «Ким» и «Баркавполк» стали участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
    6. Великая Отечественная война
     
    7. Переселенческая политика
    В 1948 году  было принято постановление об укрупнении улусов, поэтому было приказано переселяться на новое место – Шэнэ хотон. Было 2 варианта, где должны создать новый улус: местность Станок или место на сенокосных угодьях. Был  выбран последний вариант, почему остается загадкой. Местность Станок, расположен возле трассы Бичура - Улан-Удэ, есть артезианский источник, вода сама бьется из земли. А место, которое было выбрано, там нет ни воды, и земля не очень хорошая. После дождей не то, чтобы проехать, но и иногда пройти невозможно. Это остается для нас загадкой, почему было принято именно такое решение.
    Приказ о переселении был отдан, поэтому все должны были подчиниться. Переезд некоторые семьи восприняли нормально, «приказ есть приказ, что делать, надо подчиняться», но были и такие семьи, которые не хотели, но в то время не положено было возмущаться, было не такое время как сейчас. Люди не имели свободы слова, если кто  был бы против, могли бы быть врагами народа и  их могли выслать.
    8. Жители местности Салдай:
    Цыбик Абгай – дети Ендон, Цырен, Дамба, Володя, Шура, Мунко
    Буда Абгай – дети Дулгар- Нина, Булат
    Агбан – дети Тумэн, Жаргал, Цыремпил, Цырегма
    Улхайн Цырен-Цырма - - Цыбикжап
    Намсарай Ринчин – Базаржап, Цыренсу
    Зандраев Цыденжап – Чингис, Саша, Баир, Наташа, Жаргалма
    Зандраев Шоболой – Дынчигма, Цырендондок
    Цыремпилов Бадма – Октябрина, Петя, Бимбасу
    Санжижапов Бадма – Бато-Далай, Боря, Вова
    Санжижапова Янжима – Вера, Витя
    Дугар Абгай – Цэдэн-Еши, Вера, Володя
    Цыденжапова Дынцима – Наташа, Сережа
    Базаров Чимит – Далай, Валера, Цыпилма, Чингис
    Дондуков Володя – Дондок, Люда, Цырен, Бато
     
    Из воспоминаний Бадмаевой В.Б.: « В 1948-1950 гг. организовали переселение в село Шэнэ-Хотон (Дабатуй) с Бома, Дунда-Хотон, Бобхой, Станка, Салдай. Перекочевывали в течение нескольких лет. Дома были и большие, но в основном маленькие. Дрова возили на санях – конных упряжках»
     
             8. Улус Дабатуй
    Улус Дабатуй расположен у южных отрогов Заганского хребта и в северной части священной горы Хайранга в долине реки Хилок. Слово Дабата означает перевал. У отрогов Заганского хребта берет свое начало речка Дабатуйка, которая впадает в Шибертуйку, а Шибертуйка в Хилок.
    В настоящее время в Бичурском районе  живут потомки 3 хоринских родов: хаоцайского, бодонгутского и гучитского. Хоринские буряты пришли в долину среднего Хилка из хоринско-кижингинских степей через верховья Хилка вниз по течению на рубеже XVII-XVIII веков. Восточное крыло  бичурских бурят составляют люди бодонгутского рода, которые образовали села Хонхолой, Аяга, Шанага, и Амгалантуй. Потомки хаоцайского рода  в Бичурском районе образовали селения Шибертуй, Дабатуй, Гутай, Заган [12] Потомки гучитского рода образовали селения Хайсхар, Хайранга, Алтачей…
    По преданию, существующему у бичурских бурят, предками хаоцайских улусов бичурского аймака были четыре сына шуленги Борсоя-Баата, Бадма, Бамбар и Улзыта. Кроме хоринских бурят в Бичурском районе живут  ашбагаты (с. Киреть,Хаян)  и цонголы (у. Харлун). В своей работе я рассматриваю только хаоцайский род хори-бурят, так как я являюсь представителем именно этого рода.
    Каждый народ имеет свои мифы и предания о происхождении. Тотемно-генеалогический цикл бурятского народа  представлен мифами о быке Буха-нойон баабае, прародителе племени булагатов, о девице-лебеде, вышедшей замуж зо Хоредоя, от которых пошли хоринские буряты, о пестром налиме – отце эхиритов, об орле – предке  ольхонских шаманов и т.п. Бурятский народ состоит из 4 основных племен: булагат, эхирит, хори и хонгодор, которые до сих пор носят имена своих легендарных предков Булагата, Эхирита, Хоредоя и Хонгодора [1]
    Генеалогические предания хоринцев гласят: однажды их предок Хоредой бродил по острову Ольхон и увидел 3 лебедей, спустившихся на берег озера и превратившихся  в трех девиц. Хоредой похитил одежду одной из них, она не смогла улететь, осталась на земле, вышла замуж  и родила 11 сыновей, от которых пошли 11 хоринских родов.[5]  Наша родословная берет начало от 11 хоринских родов.
    Борсай Ухаасай был одним из сыновей Хоредоя. Я знаю свою родословную до 12 колена.
    По легенде  прародительницей хори-бурят  является мать-лебедица.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Категория: Мои статьи | Добавил: Марина72 (01.11.2014)
    Просмотров: 1038 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar